Консультация для родителей

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Информацию подготовил: учитель-логопед Зайцева М.А.

На занятиях и в повседневной жизни педагоги учат детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. 

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Речь не передается ребенку по наследству, он перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы речь родителей, бабушек и дедушек, была грамматически правильной, связной и последовательно излагающей мысли.

Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребенком. Он видит в вашем лице интересного собеседника. Не идите по дороге домой, или в детский сад, молча. Спросите ребенка, чем он занимался в детском саду. Если ему читали интересную сказку, попросите пересказать ее вам. 

Взрослых всегда интересует вопрос, что кушал ребенок в детском саду. Используйте его с пользой для развития связной речи: предложите ребенку подобрать слова-определения к слову суп. 

— Какой суп ты ел сегодня? – гороховый, вкусный, горячий, ароматный, полезный.

Если ребенок подобрал одно слово — определение, назовите ему остальные определения и закрепите их в речи ребенка.

Читая малышу сказку, рассказ, внимательно рассмотрите иллюстрации к произведению. Попросите ответить, что изображено на картинке. Задайте вопросы по содержанию и предложите пересказать сказку, или рассказ.

В ходе высказывания не следует перебивать ребенка, дайте ему возможность завершить ваше задание до конца. Запомните неточности и ошибки в речи ребенка, затем укажите на них, дав правильный образец.
Любимым развлечением детей является просмотр мультфильмов. Попросите ребенка поделиться с вами впечатлениями о мультфильме, назвать героев и, по возможности, пересказать содержание.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

  Предлагаем  Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.

Игры на активизацию словаря:

Игра «Кто или что может это делать?» 

  Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

«Отгадай, что это»

  Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игры на речевые обобщения:

«Назови лишнее слово»

   Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

 Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

Игра «Цепочка слов» 

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста — …

«Придумай слово»

   Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи:

Игра «Веселый счет» 

  Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

Игра «Все сделал» 

  Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает — постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

Игра « Ты идешь, и я иду» 

  Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

«Приготовим сок»

  «Из яблок сок (какой?) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

«Один — много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

 «Чей, чья, чьё»

  Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки — (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

Игры на развитие связной речи:

«Расскажи о перелётной птице». Составить рассказ по мнемотаблице

Читайте также: