Рекомендации от педагога-психолога для родителей агрессивного ребенка

Правила общения с ребенком для предотвращения

агрессивного поведения 

  1. Уважение границ ребенка. 

 Примеры нарушения границ. 

— Физические: применять физические наказания, заставлять есть, одевать ту или иную одежду, заставлять целоваться и обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или заставлять спать.

— Пространственные: «не лазай, не ползай, не бегай» или заходить без стука в комнату ребёнка, заглядывать в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы.

— Право собственности: брать или отдавать детские игрушки, выкидывать личные вещи без разрешения ребёнка, указывать как пользоваться той или иной вещью.

— Эмоциональные: заставлять рассказывать обо всем, заставлять слушать то, что ребёнок не хочет, игнорировать и обесценивать его чувства («не злись, не плачь, не ной»), повышать голос, оскорблять, выбирать за ребёнка кружки.

— Временные: опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленно выполнения, следовать именно вашему плану: «сначала обязательно сделай уроки».

С целью профилактики нарушения границ в семье, вы можете начать выполнять простые рекомендации:

  • уважайте и принимайте право ребенка иметь свое мнение;
  • позволяйте делать выбор или участвовать в обсуждении вопросов, которые относятся к границам ребенка
  • разрешайте иметь, принимать и выражать все без исключения чувства, учите ребенка распознавать свои чувства и чувства других;
  • позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями собственного выбора;
  • учите ребёнка планировать дела и старайтесь придерживаться режима;
  • давайте возможность ребёнку пользоваться его личными вещами так, как он хочет;
  • четко говорите «нет» и соблюдайте договоренности;
  • исключите физические наказания, крики, оскорбления;
  • никогда не сравнивайте ребёнка с другими;
  • не вторгайтесь в жизнь ребёнка под предлогом заботы.
  1. Уделяйте время и внимание своему ребенку! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).

  1. Не злоупотребляйте замечаниями. Вместо того, чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.
  2. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.
  3. Пресекайте агрессию, как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша.

Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.

6. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:

— учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения»;

— выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

— перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

  1. Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.

Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.

Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Там вы сможете освободиться от гнева способами, о которых не будете потом сожалеть. 

Рекомендации по организации жизнедеятельности ребенка

  1. Соблюдение режима дня (для этого можно сделать визуальное расписание, которое ребенок будет составлять вместе с родителями).
  2. Каждый день использовать техники дыхательной гимнастики в виде следующих игр:

«Воздушный шарик» — встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах. (Если ребенок умеет надувать шарик, можно надувать настоящий шарик).

«Бегемотик» — дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова:

«Сели бегемотики, потрогали животики.

Животики раздуваются (при этом происходит вдох – надуваем животы),

А затем животики сдуваются (выдох – живот втягиваем).» Данную технику можно использовать при сильном эмоциональном всплеске.

  1. Исключить агрессивный контент (мультики с агрессивным содержанием, игры на телефоне, планшете – даже на уровне посмотреть, когда играет брат, фильмы). Можно смотреть добрые мультики, детские передачи про животных, сказки, но за час до сна и не более 15-30 минут в день. Так же можно слушать аудиосказки с добрым и поучительным содержанием.
  2. Музыкотреапия – рекомендовано прослушивание музыки в течении дня: для игр и активного времяпрепровождения можно детские веселые песенки, а вечером, особенно за час до сна классическую музыку таких композиторов как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Антонио Вивальди или звуки природы (релаксационные мелодии). Классическую музыку можно включать не громко, чтоб было еле слышно.
  3. Игротерапия. Пример игр на каждый день:

«Обзывашки» Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника “обидным” словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» – «Ваня арбузик!» и т.д.

«Пылевыбивалка». Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

Рекомендации по чтению терапевтических сказок для родителей

1. Во время прочтения сказки будьте эмоциональны, читайте с «выражением». Это позволит ребенку (детям) глубже погрузиться в сюжет, сделает сказку интересней и насыщенней.

2. Не следует торопиться во время чтения, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных. 

3. Учитывайте возрастные особенности детей. Это необходимо для того, чтобы ребенок (дети) слушали сказку внимательно и после прочтения могли обсудить сюжет с вами. 

4. Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. По жестам, позе, мимике вы можете отследить, захвачен ли ребенок (дети) содержанием или нет. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, сказка подобрана верно. Если сказка не интересна, значит, что-то не так или ребенок еще не готов её воспринять.

5. После прочтения сказки обсудите её с ребенком (детьми). В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими: О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

Маленький медвежонок

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик. Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,— так думал Медвежонок. Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята. — Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,— сказала Белочка. — Но посмотрите,— закричал Зайчик,— он сжал кулаки и собирается с нами драться! Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться». — Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,— закричали зверята.— Мы будем защищать себя! И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться. — Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,— сказали зверята.— Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..— закричали они. — Мы не будем с тобой дружить! И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?» — думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы. «Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»— решил Медвежонок. На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

  1. Вопросы для обсуждения:

Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле? Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?

  1. Проигрывание сказки с игрушками – ребенок выполняет разные роли из сказки, что бы понять и прочувствовать разных героев, их переживания и научиться конструктивно действовать.

Читайте также: