«Игры, направленные на формирование грамматического строя речи»

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях  (высокое дерево) и предложениях (Я вижу высокое дерево).

Овладение грамматическим строем языка осуществляется в процессе познавательного развития, во время освоения предметных действий, во время игры, труда и других видов детской деятельности, которые сопровождаются (комментируются) словом, во время общения  взрослыми с детьми. 

https://i.pinimg.com/originals/bc/47/62/bc4762c31a19edd36395052e764d43b8.jpg

Поправляйте ребенка, если он:

-неправильно употребляет падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (много лопат, детев, косит сену, причесали волоса, у меня в шкафе, в носе);

— склоняет несклоняемые слова (кофею, какава, по радиву);

— неправильно употребляет множественное число существительных   

   (окны, деревы, поезды);

— неправильно употребляет форму глаголов

   (они бежут, мы хочем, мы рисоваем);

— не согласовывает слова в предложении 

(глаголы с существительными в числе, прилагательные с существительными в роде «Где мой красный пальто?»);

Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры:

Игра «Я заметил»

 «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый могут по очереди называть увиденные объекты. 

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.» 

 «Угадай по вкусу»

Прекрасная игра для обогащения словаря. Вы крошите овощи для обеда или ужина. Предложите ребёнку с закрытыми глазами угадать на вкус, что ему положили в рот. Потом можете поменяться ролями. 

«Приготовим сок»

«Из яблок сок…(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…(сливовый); из вишни…(вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.» 

«Один – много»

Предложите ребёнку: «Я буду называть, что на кухне одно, а ты – много. Например: плита – одна, тарелок – много».

 «Большое – маленькое»

«Я буду называть большой предмет, а ты маленький. Например: табурет – табуреточка, ложка – ложечка». 

 «Игра с живыми предметами»

Возьмите карандаш, книгу. Перемещая данные предметы, спрашивайте ребенка «Где книга, карандаш?». 

Ребенку необходимо правильно употребить предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО и при этом правильно произнести окончания.

«Один-много» 

Взрослый говорит: «У меня собака», а ребёнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребёнок: «У меня чашки» и т.д/

«Кого увидели?» 

Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели…». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребёнок называет: зайца, медведя, белку, лису.

Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели… огурцы, лук, свёклу и т.д.»

«Кого (чего) не стало?» 

Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.

«Гости» 

Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Белка идёт в гости … к зайцу. Жираф идёт в гости … к зебре» и т. д.

«Большой зверь» 

Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребёнок: «Котище (слонище и т. д.).

«Кто у кого?» 

Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчонок и т.д.).

«Из чего сделано?» 

Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный».

Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.

«Чьё это?» 

Задаём следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребёнок отвечает: «Птичий».

Можно ещё спросить, например, чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

http://www.eduportal44.ru/BuyR/dsDelfin/DocLib56/Imagenes%20de%20Familias%2032.jpg

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №125»

 Кузнецова Галина Алексеевна

Читайте также: