Развитие правильной воздушной струи в домашних условиях
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Родителям важно знать, какие проблемы с речевым дыханием могут возникнуть у ребенка. Вот некоторые из наиболее распространенных:
- Короткий речевой выдох.
Ребенок может произносить только 2–3 слова на одном выдохе, часто делает паузы посреди фразы, чтобы вдохнуть.
- Говорение на вдохе.
Иногда дети, стремясь высказаться быстрее, начинают говорить на вдохе. Это приводит к нечеткому произношению и может вызвать дискомфорт.
- Неравномерный выдох.
Ребенок может начинать фразу громко, а к концу переходить на шепот, потому что не может распределить воздух равномерно.
- Верхнегрудное дыхание.
При таком типе дыхания во время разговора у ребенка поднимаются плечи, что приводит к напряжению мышц шеи и неэффективному использованию воздуха.
- Ускоренный темп речи.
Некоторые дети говорят очень быстро, «проглатывая» окончания слов, потому что им не хватает воздуха. Важно помнить, что эти проблемы — не повод для паники, а сигнал к действию. С помощью специальных упражнений и игр можно значительно улучшить речевое дыхание ребенка.
Для развития правильной воздушной струи в домашних условиях можно использовать различные упражнения, например:
Упражнения на развитие физиологического дыхания:
«Надуваем шарик»
Попросите ребенка представить, что у него в животе воздушный шарик. На вдохе живот надувается, на выдохе — сдувается. Положите ладонь на живот ребенка, чтобы он лучше чувствовал движения. Повторите 5–7 раз.
«Ветерок»
Ребенок делает глубокий вдох через нос, а затем медленно выдыхает через рот, как будто хочет подуть на одуванчик. Покажите, как это делать, держа ладонь перед губами — ребенок должен почувствовать теплый воздух на ладони.
«Горячий чай»
Предложите ребенку «остудить горячий чай». Он делает глубокий вдох через нос и длинный прерывистый выдох через рот, словно дует на горячий напиток. Повторите 3–4 раза.
Эти упражнения помогут ребенку освоить диафрагмальное дыхание и увеличить объем легких, что важно для формирования правильного речевого дыхания.
Игры и упражнения для развития речевого выдоха:
Теперь, когда базовые навыки дыхания освоены, можно переходить к более сложным упражнениям, направленным непосредственно на развитие речевого выдоха. Вот несколько увлекательных игр:
«Футбол»
Сделайте из бумаги легкий шарик. Положите его на стол и предложите ребенку «забить гол», дуя на шарик. Расстояние до импровизированных ворот постепенно увеличивайте.
«Кораблики»
Наполните миску водой и пустите в нее бумажные или пластиковые кораблики. Задача ребенка — дуть на кораблики, чтобы они плыли. Следите, чтобы ребенок дул плавно и длительно.
«Мыльные пузыри»
Научите ребенка пускать мыльные пузыри. Обратите его внимание на то, что для больших пузырей нужно дуть медленно и равномерно. Это отличная тренировка длительного плавного выдоха.
«Свистульки»
Используйте различные свистульки, дудочки или губные гармошки. Они помогают развивать не только силу выдоха, но и умение его контролировать.
Помните, что все эти игры должны приносить ребенку удовольствие. Не заставляйте его заниматься, если он устал или потерял интерес. Лучше вернуться к упражнениям позже, когда ребенок будет в хорошем настроении.
Родители играют ключевую роль в развитии речевого дыхания своего ребенка. Ваше активное участие и поддержка могут значительно ускорить прогресс и сделать процесс обучения более эффективным и приятным для ребенка.
Материал подготовила учитель-логопед: Богданова. Т.В