«Что, зачем и почему?»

«Что, зачем и почему?»

           Очень полезная и интересная игра «Четвертый лишний» или «Что лишнее?», в которую можно играть находясь дома, на улице, в очереди и даже в автобусе.  Она поможет развить не только внимание, но и логическое мышление, сообразительность, умение анализировать, логически мыслить.

Дидактическая игра для интеллектуального развития дошкольников

Целью этой игры является:  формирование навыка классификации объектов по ключевым признакам, зрительного анализа и обобщения.

Задачи:

  • совершенствование умения классифицировать;
  • расширение кругозора и представлений об окружающем мире;
  • воспитание познавательного интереса;
  • обогащение индивидуального словаря;
  • совершенствование зрительного восприятия;
  • развитие памяти, интеллекта, умения образно и логически мыслить.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Для игры нужны карточки, изображающее 4 предмета, один из которых отличается от остальных по одному или нескольким ключевым признакам. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет. Важно, чтобы дошкольник развернуто объяснил, почему выбрал именно этот объект. Например, на карточке изображены яблоко, персик, томат, апельсин. Ребенок выбирает томат, объясняет, что это овощ, а остальные изображения — фрукты.

Не торопите его, дайте время подумать, дать грамотный и развернутый ответ. Тематика изображений может быть любой, но соответствующей возрастным знаниям ребенка. Для малышей 3–4 лет предпочтительны темы «Игрушки», «Животный мир», «Растительный мир», «Сезоны года», «Бытовые предметы». Для дошкольников 5–6 лет можно подготовить карточки «Музыкальные инструменты», «Сад и огород», «Математика и геометрия», «Транспорт», «Мебель».

Игру можно организовать в форме разгадывания загадок. Взрослый раскладывает перед воспитанником 4 изображения, затем загадывает загадку о лишнем предмете. Ребенок, отгадав загадку, выясняет, какой из представленных объектов лишний, затем рассуждает, почему это так.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

В этом варианте игры, предназначенном для дошкольников старшего возраста, искать нужно среди слов, а не картинок. Сначала дети ищут лишнее слово среди существительных — это самый простой этап. Затем переходят к прилагательным. И, наконец, к глаголам — это самый сложный вариант.

Вот примеры существительных на разные темы:

  • груша, малина, яблоко, абрикос;
  • пион, нарцисс, мак, кукуруза;
  • лошадь, овца, косуля, свинья;
  • кепка, куртка, свитер, брюки, пальто;
  • троллейбус, вертолет, грузовик, мотоцикл;
  • олень, медведь, волк, рысь;
  • осень, ноябрь, весна, лето;
  • шкаф, комод, диван, окно;
  • кефир, кетчуп, творог, сливки;
  • осина, дуб, каштан, камыш;
  • океан, озеро, мост, ручей;
  • папа, дедушка, друг, мама;
  • квадрат, куб, овал, треугольник;
  • сумка, чемодан, рюкзак, блокнот;
  • кисть, альбом, пластилин, краски;
  • долото, вилка, молоток, топор.

Примеры прилагательных:

  • старый, потертый, крупный, ветхий;
  • сильный, добрый, могучий, крепкий;
  • бесстрашный, смелый, храбрый, веселый;
  • белый, яркий, светлый, бледный;
  • оранжевый, синий, пестрый, желтый;
  • добрый, милосердный, дружелюбный, печальный.

Примеры глаголов:

  • придумывать, говорить, соображать, изобретать;
  • ползти, спешить, мчатся, торопиться;
  • говорить, слушать, рассказывать, болтать;
  • выходить, вылетать, входить, выползать;
  • смотреть, думать, рассматривать, оглядывать;
  • любить, обожать, дружить, ненавидеть.

Читайте также: