Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участвующих в речевом процессе.       

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционную гимнастику можно делать в игровой форме:

— с использованием магического мешочка, ребёнок вытягивает игрушку из мешочка и делает упражнение в соответствии с названием игрушки; 

— с использованием песочных часов, пока песок сыпется, мы делаем упражнение из артикуляционной гимнастики;

— с использованием загадок, где название будет означать, какое упражнение из артикуляционной гимнастики ребенок будет делать;

— с чтением стихотворений, для артикуляционной гимнастики, ребенок при этом выполняет упражнение из артикуляционной гимнастики.

Стихотворения для артикуляционной гимнастики:

  1. «Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  1. «Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

  1. «Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот.

  1. «Лошадка» 

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок). 

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

  1. «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

  1. «Заборчик»

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

  1. «Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

  1. «Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

  1.  «Качели»

 На качелях

 Я качаюсь

 Вверх – вниз,

 Вверх – вниз,

 И все выше поднимаюсь,

 А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Читайте также: