«Как помочь детям с алалией?

 Рекомендации для родителей»

Малыш не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит. 

Если вы замечали такие проявления у вашего малыша, вполне возможно, что у него моторная алалия – сложная системная патология, затрагивающая не только речь, но и поведение, стремление к познанию окружающего мира. 

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:  

  • Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать;  
  • Малыш не в состоянии повторить простые действия, показанные ему в определенной последовательности, не может запомнить порядок этих действий;  
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.  
  • Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.)  
  • У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию;  
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость. 
https://us.123rf.com/450wm/lenm/lenm1310/lenm131000212/22812370-illustration-of-a-confused-mom-thinking-about-how-to-respond-to-her-son-s-questions.jpg?ver\u003d6

Что предпринять родителям при подозрении на речевое нарушение у их ребенка?

Близкие и друзья иногда спешат успокоить родителей такого ребенка, рассказывая, как кто-то «заговорил и в 5, и в 6 лет, и — ничего, не хуже других…». Между тем, при малейшем подозрении на отставание детей в речевом развитии нужно немедленно предпринять несколько важных шагов:  

  1. Внимательно понаблюдать за своим ребенком, сравнить его речевые умения с таблицей показателей нормы появления детской речи.  
  2. Обследовать слух малыша у отоларинголога. Встречаются случаи, когда ребенку исправляли дефекты речи, а у него была никем не замеченная врожденная тугоухость.  
  3. Провести расширенное обследование у детского невропатолога, психоневролога. Проблемы речевого развития и патологии нервной системы тесно связаны друг с другом.  
  4. Получить консультацию опытного психолога, логопеда. 

Не нужно бояться диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.  

Родители и речевая среда для ребенка с алалией:

Даже если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией. Главное, что они должны сделать – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. 

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями. Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки и лицо. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые. Теперь давай вымоем лицо».

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией: 

  1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
  2. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  3. Слова надо произносить четко. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы; 
  4. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
  5. Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.
  6. Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет ребенок с моторной алалией. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма. И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. 
  7. Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания. 
  8. Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь. 
  9. Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя. 
  10. Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам. 

И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки. Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.

http://mitdr.ru/wp-content/uploads/2020/09/shpr-11.10.20.jpg

Читайте также: