Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей с помощью логопедического массажа (самомассажа) ложками.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического артикуляционного аппарата.
Одним из инновационных методов коррекции речевых нарушений является нетрадиционный массаж (самомассаж) ложками.
Массаж улучшает качество артикуляционных движений у ребенка, помогает в формировании нужного артикуляционного уклада, способствует нормализации тонуса, развивает мелкую моторику, совершенствует умение ориентироваться в пространстве, формирует правильную ритмико-слоговую структуру речи.
Основными задачами логопедического массажа являются:
- стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;
- стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от своего тела в пространстве;
- уменьшение (прекращение) судорог, синкенезий и тремора.
Массаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. Этот метод особенно эффективен при тяжелых расстройствах речи. Одним из наиболее действенных методов коррекции является логопедический самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком при помощи рук или вспомогательных средств (ложек).
Методика логопедического массажа ложками, предложенная и описанная известным петербургским логопедом, автором многочисленных пособий – Ольгой Игоревной Крупенчук, имеет ряд преимуществ. Ложки не требуют стерилизации – их достаточно помыть. Во – вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего воздействия.
Ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей тела лица. Делая самомассаж, малыш выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
Таким образом, самомассаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, значительно уменьшает признаки саливации и гиперкинезы, оказывает эффективное влияние в коррекции речевых нарушений, и общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется коррекционный процесс.
Дошкольники обучаются приемам самомассажа ложками под руководством педагога (подпись под фото).