Почему ребенок не начинает говорить?
Почему ребенок не начинает говорить?
Овладение первыми словами у детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но если от двух до трех лет ребенок не произносит ни одного слова, нужно внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчал.
Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающим, активным стать не может. Если родители ограничивают общение называнием знакомых предметов, полагая, что зная их названия, ребенок сам заговорит, при этом сами мало разговаривают с ним, мало называют предметные действия (глаголы, мало читают книг, общая активность речи даже при нормальном психическом развитии будет резко снижена.
В данном случае требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка.
Во-первых, следует включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом, перейти от простого называния предмета к коротким фразам, связанным между собой. “Катя – кукла. Любит порядок. Она стирает белье. Как она стирает? Что делает?” При этом в простом сюжете называются все действия.
Во-вторых, нужно организовать сотрудничество по типу “Давай вместе…”, т. е. играя с кубиками, с матрешками, сопровождать свои действия короткой фразой, уточнять у ребенка названия действий.
В-третьих, как можно больше говорить с ребенком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая таким образом необходимую питательную речевую среду.
Дети часто чрезмерно опекаемы, любое желание их предупреждается, сразу выполняется. Трудности у такого ребенка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает, то нет. Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причиной задержки развития речи. Ребенок поглощен предметом, при этом он совсем не обращает внимания на вопросы, которые ему задают, увлеченно катает свою машинку. Родители не должны стремиться дать ребенку как можно больше игрушек. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы малыш понял ее назначение. Ребенок, который стремится к сотрудничеству, принесет игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть. Нужно наладить с малышом эмоциональный контакт, ласково погладить, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза, поиграть с ним вместе с куклой.
Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите ее на видное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии событием. Постепенно ребенок сможет принять участие во всех “взрослых занятиях”. Вместе можно и читать, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать без устали мир людей, и только потом предметов.
Препятствовать развитию нормальной речи могут “детские слова”. Ребенок начинает в год говорить с таких упрощенных слов в силу своих несовершенных возрастных особенностей: у него нет еще отработанной артикуляции, нет полноценного фонематического слуха, он с трудом устанавливает последовательность звуков в слове. Но постепенно, по мере взросления, все эти механизмы совершенствуются. Если же окружающие употребляют только “сюсюкающие” детские слова, то позже малышу будет с трудом даваться полноценная речь.
Нередко отставание в развитии речи может быть результатом повреждения центральной нервной системы. На нее могут оказывать неблагоприятное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни.
При такого рода отставании в развитии речи необходима консультация и лечение у детского невропатолога или психоневролога. Врач определит причины и характер отставания в развитии. Дефектологи, логопеды помогут в организации обучения и воспитания ваших детей.
Учитель – логопед Дементьева Л.Ю.