Развиваем речь дома!
О профилактике речевых нарушений
Профилактика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
Первичная профилактика речевых нарушений начинается еще во время беременности будущей мамы, путем создания для нее максимально благоприятных условий.
Здоровье детей зависит от ряда условий, связанных с окружающей средой и ее влиянием на иммунную, нервную и эндокринную системы.
Биологические факторы риска речевых нарушений включают семейный анамнез речевых и языковых нарушений. Как правило, расстройства речи не возникают на фоне хорошего здоровья.
Стимулирование языковой функции имеет большое значение для развития ребенка. Необходимо поощрять моторные навыки (например, сидение, ползание, ходьбу, тонкие движения рук), особенно приобретение речевых моторных навыков.
Родители совершают ошибку, пытаясь понять намерения ребенка по выражению лица и жестам. В этом случае ребенку не нужны голосовые реакции или произношение звуков и слов.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования малыша, при этом почаще давайте возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
2. Понизить зашумлённость среды: выключить ТВ, видео, радио и т.д. Включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра (от 3до15 минут за один раз).
3. Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать;
4. Не поправляйте ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорите «да» (знак того, что сообщение понято) и давайте правильный вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок».
5. Говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим взрослым.
6. Развивайте артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.
7. Развивайте мелкую моторику: массируйте пальчики, давайте работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т.д.
8. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
9. Не сравнивайте малыша с другими детьми.
С уважением, учитель-логопед
Гуляева Э.С.