Что необходимо знать каждому родителю
о развитии речи ребёнка.
Речь — процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.
Этапы развития речи у ребенка
Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:
- к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление — непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
- к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет — произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
- в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
- в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! — кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
- 2 года — 200-400 слов;
- 3 года — порядка 1000 слов.
С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:
- до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
- с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
- к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
- к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.
Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно
Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, — чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.
Мелкая моторика
Связь между развитием мелкой моторикой ребенка и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики малыша, вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:
- пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
- игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
- сортировка и нанизывание бусин;
- бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
- лепка и рисование.
Повышение уровня сложности заданий
Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.
Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние — тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.
Примеры заданий:
- кидали мяч друг другу — кидайте мяч в корзину — сбивайте мячом кегли;
- сортировали бусины по размеру — сортируйте по цвету — нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.
Речевая среда
Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.
Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно
Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра — особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.
При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать — нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.
Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.
Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям — лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.
Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками.
Разминка речевого аппарата перед началом занятий
Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:
- подуть на чай — вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
- поиграть пламенем свечи — дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
- язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
- упражнение «вкусное варенье» — широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
- говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, — разогревает голосовые связки;
- «качели» — высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
- «заборчик-трубочка» — широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.
Каждое упражнение повторить 4-5 раз.
Логопедические упражнения для развития речевого аппарата
Мышцы речевого аппарата ребенка развиты слабо — именно это и не позволяет ему правильно выговаривать те или иные буквы. Если регулярно тренировать эти мышцы с помощью специальных логопедических упражнений, к 6-7 годам у ребенка не будет проблем с речью. Вот основные группы упражнений, которыми можно заниматься самостоятельно без помощи логопеда.
На укрепление мышц языка
Упражнения направлены на то, чтобы выработать навык долго удерживать язык в приподнятом положении за верхними зубами. Это необходимо для выговаривания букв «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж»:
- «иголочка» — напряженный, острый язык высунуть вперед и удерживать как можно дольше;
- «лопаточка» — широкий язык уложить на нижнюю губу;
- «чаша» — широко раскрыть рот, высунуть язык, не касаясь зубов, затем засунуть его обратно;
- «маятник» — по аналогии с «чашей» водить напряженным языком из стороны в сторону;
- «лошадка» и «индюк» — имитировать цоканье лошади и крик индюка «бл-бл-бл».
На укрепление корня языка
Упражнения позволяют удерживать язык прижатым к верхнему нёбу для правильного выговаривания букв «г», «к», «х»:
- покашливание;
- имитация полоскания горла;
- резкое, отрывистое произношение гласных а, и, э.
Учимся смыкать губы
Упражнения помогут освоить буквы «б», «п», «м».
- сжать губами карандаш и описать в воздухе круг;
- зажать между губами небольшой предмет (фасоль, семечку) и выплюнуть;
- имитация фырканья лошадки;
- имитация игры на барабане «бум-бам».
Тренируем щечки
- надуть одну щеку, затем другую, затем обе одновременно;
- упражнение «хомячок» — надуть щеки и пережевывать воображаемую пищу;
- втягивание щек между зубами;
- перекатывание воды или воздуха из одной щечки в другую.
Учимся выговаривать сложные звуки
Если общеразвивающие логопедические упражнения вам не помогли и ребенок неправильно произносит некоторые буквы, не расстраивайтесь — ряд логопедических приемов позволит научить ребенка произносить любую букву.
В каких случаях необходимо обратиться к логопеду
Решить большинство проблем с выговариванием тех или иных букв можно и в домашних условиях. Однако, при наличии серьезных дефектов речевого аппарата или в случаях нарушений работы мозга вам понадобится помощь логопеда.
Если ваши домашние занятия не приносят эффекта в течение нескольких недель, обратитесь за помощью. Возможно, дело действительно в физиологии, или же вашему ребенку нужен индивидуальный подход, который определит опытный специалист.
С уважением, учитель-логопед
Лебедева Александра Александровна