Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
Человек большую часть своей жизни находится в напряжении. С самого детства находясь в кризисных моментах развития, человек совершает усилия. Организм способен самостоятельно справиться с напряженностью, в том случае, если человек умеет расслабляться, снимать накопившийся стресс.
Для взрослого человека эти действия не являются, сложными и невыполнимыми. Однако дети зачастую не знают, как успокоится, расслабиться, или отпустить ситуацию. Поэтому родители часто не могут понять эмоциональное состояние своих детей. Например: «Почему он плачет и не останавливается, не было никакой причины», «Она бегает весь вечер, вся мокрая, а остановится, не может», «Перед сном он балуется, убегает от меня, а если не бегаю за ним, кричит» и др. Одной из причин подобных нестабильных ситуаций является психоэмоциональная напряженность.
Психоэмоциональная напряженность — это состояние, которое формируется в результате чрезмерного возрастания эмоционального напряжения. У ребенка в подобном состоянии временно понижена устойчивость психических и психомоторных функций, снижается профессиональная работоспособность, отмечается невозможность самостоятельно добиться полноценной эмоциональной разрядки и отключиться от тревожных переживаний.
В таких случаях, важной задачей специалистов (педагога-психолога, нейропсихолога и др.), а также родителей, помочь ребенку снять напряжение и в дальнейшем научить его самостоятельно справляться с внутренним накалом.
Одной из главных задач адаптации дошкольников является создание атмосферы психологического комфорта. Однако новое место, новые люди и ситуация кризиса 3х лет крайне сильно влияет на психоэмоциональное состояние, превращает прежде спокойного ребенка в эмоционально нестабильного.
В нашем детском саду №125 города Тюмени каждый год проводятся групповые занятия для детей 3х лет, которые направлены на адаптацию детей, а также на снятие психоэмоционального напряжения, что помогает в гармонизации их состояния. В новом учебном году было решено провести новую форму собрания – практическое собрание «родитель-ребенок». На мероприятии были проведены практические игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, которыми родители могут воспользоваться дома, а также по аналогии, которые могут воспроизвести самостоятельно в домашних условиях.
Так основываясь на структуре проводимых занятий, были представлены способы расслабления. Однако также нужно было в комплексе реализовать задачи адаптационного периода, чтобы по окончанию дети могли быть более коммуникабельными, контактными, эмоционально стабильными и т.п.
На собрании были продемонстрированы: дыхательные упражнения, сенсорные игры (направленные на тактильную чувствительность), динамические игры (мелкомоторные и крупномоторные дейтсвия). Одной из самых полюбившихся дыхательных игр была «Тучка-злючка», а также «Башня из стаканчиков».
Также одной из самых популярных дыхательных игр, которые помогают снимать напряжение и улучшать контакт с самыми разными детьми являются игры с мыльными пузырями и самые различные вариации игры с ними.
Сенсорные игры очень важны в раннем возрасте, они помогают не только развиваться, но и прекрасно способствуют расслаблению. Самыми популярными являются — упражнения с массажными материалами. В своих занятиях и непосредственно на собрании для упражнений использовались массажные пупырчатые мячи, которые имеют разный уровень жесткости. В комплексе с такими мячиками для лучшего эффекта на детей можно брать речитативные детские стихотворения, которые будут имитировать действия, которые мы выполняем с мячиком. Есть специальные речитативные стихи, которые были придуманы в комплекс для работы с массажными мячами, су джоками, массажными ковриками и др. В наших занятиях были, такие как: «Покажи-спряч», «Прыг-скок», «По полянке погуляли» и др.
Также, к сенсорным играм относятся игры с природными материалами. В нашем случае использовались шишки, и воспроизводилось стихотворение «Мишка-косолапый».
Еще одним способом сенсорного развития и расслабления являются игры с сыпучими материалами (песок, крупа, гиброгелевые шарики и др.) Каждый материал разный и по-разному воспринимается и ощущается ребенком. Есть дети, которые не могут оторвать рук от фасоли, перекладывая ее, а есть и такие, которым «противно», когда к рукам пристает песок. Задачей взрослых будет познакомить детей с как можно большим количеством материалов для его сенсорного обогащения и уравновешивать его отношение к внешним раздражителям.
На собрании были показаны упражнения с гидрогелевыми шариками и камушками Марблс в виде яблок трех основных цветов. Тем самым был показан усложненный вариант упражнения с добавлением в него сортировки по 3м основным цветам.
Динамические игры включают в себя как мелкомоторные так и крупномоторные упражнения. Для детей подвижные игры считаются одними из самых любимых. Так на собрании «Родитель-ребенок» родителям вместе с детьми было предложено поучаствовать в динамической игре «Зайцы и волк». Нужно было выполнять действия за взрослым и с помощью звуков изображать волка.
Также, полюбившейся динамической игрой стала «Ветерок и листочки». Дети повторяли движения за взрослым с усложнениями в течении усвоения, а в конце собирали листики в корзинку.
Ну, и в завершение самая любимая динамическая минутка — дискотека. Когда можно двигаться, так как хочется и танцевать то, что хочется.
На практическом собрании «родитель-ребенок» на тему «Снятие психоэмоционального напряжения. Практические упражнения и игры», были показаны несколько направлений работы с детьми по снятию напряжения, всестороннему развитию, а также данное мероприятие было сфокусировано еще на одной важной задаче — гармонизации родительско-детских отношений. Ведь для того, чтобы ребенок был эмоционально стабилен и счастлив, мог научиться расслабляться и контролировать себя, нужно чтобы родители тоже были спокойны и умели в необходимое время подсказать, помочь ребенку снять напряжение.