«Развиваем связную речь»
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Наверняка, Вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том, что он видел или делал в цирке, парке, да и просто в садике. А ведь это неспроста! А значит, предстоит работа над повышением речевой активности нашего чада, и так же работа по обогащению словаря. И кто же как не мы поможет нашим детям в этом?
Но для начала мы подробнее разберемся, что же такое «связная речь».
Итак, основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Но обе формы объединяет единая природа происхождения: потребность людей общаться друг с другом.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Так как же формировать связную речь? Как мотивировать ребенка заговорить и рассказать о чем либо? Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком или в творческих играх.
Дети данного возраста уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им следующее ненавязчивые задания:
Каждодневные будни не влекут ничего нового! А что если предложить ребенку представить и отправиться в путешествие? В этом случае можно использовать карты с режимом панорамного видения, это очень интересно ! Для начала определите, что вам понадобится, на чем поедете, где остановитесь и на что будете обращать внимание? После можно открыть карту с панорамой выбранного вами места и… рассматривать, делиться впечатлениями. А может быть вы захотите сфотографироваться вон с той прекрасной статуей, или заглянуть в кафе мороженого за углом? Почему бы и нет? Пусть ваш ребенок описывает, додумывает, фантазирует.
Вы прекрасно знаете, что в этом возрасте ребятишки очень любят мультфильмы. Предложите ребенку вспомнить недавно просмотренный мультик, или расспросите ребенка про его любимый мультфильм, попросите его рассказать, про что он смотрел мультик, кем были главные герои и чем он закончился.
Можно петь хорошо знакомые песенки и заменять в них слова на другие, немного повеселимся. Такой вид работы деткам понравится, вот уж где полет детской фантазии не знает границ!
Хорошо если вы подберете сюжетные картинки и вместе с ребенком рассмотрите их, сначала с наводящими вопросами, а после, постепенно сводя их на нет, пускай ребенок сам рассказывает всё, что видит.
Заучивайте с ребенком интересные и небольшие стишки. Пусть ребенок попытается их читать с разной интонацией и силой голоса. Например: пусть этот стишок расскажет лисичка, а потом косолапый мишка.
Не только спрашивайте с ребенка, но и рассказывайте ему интересные истории из вашей жизни, из вашего детства, например, кем вы хотели стать, о чем мечтали.
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием.
Поэтому, чтобы ваш ребенок в соответствии овладел связной речью, предлагаются вашему вниманию следующие игры:
Игровое упражнение “Распространи предложение”
Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (куда? зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игровое упражнение “Если бы…”
Предлагаем детям пофантазировать на такие темы, как:
— “Если бы я был волшебником, то …”
— “Если бы я стал невидимым…”
— “Если весна не наступит никогда…”
Игровое упражнение “Закончи сам”
Рассказываем ребёнку начало сказки или рассказа, а потом даётся задание продолжить или придумать концовку.
Игра «Путешествие».
Выговорите: «Наш корабль отправляется в… например, в Индию.
— Что с собой возьмем? » Ребёнок: «А на какую букву? «. «На букву «К»! «. Говорите: » Берем кошку!» Ребёнок: «Кактусы!». «Кастрюли!». Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давай заполнять следующую, на букву «Р».
С уважением, учитель – логопед
Гуляева Элеонора Сергеевна