«Игры, направленные на формирование грамматического строя речи»
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях (высокое дерево) и предложениях (Я вижу высокое дерево).
Овладение грамматическим строем языка осуществляется в процессе познавательного развития, во время освоения предметных действий, во время игры, труда и других видов детской деятельности, которые сопровождаются (комментируются) словом, во время общения взрослыми с детьми.
Поправляйте ребенка, если он:
-неправильно употребляет падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (много лопат, детев, косит сену, причесали волоса, у меня в шкафе, в носе);
— склоняет несклоняемые слова (кофею, какава, по радиву);
— неправильно употребляет множественное число существительных
(окны, деревы, поезды);
— неправильно употребляет форму глаголов
(они бежут, мы хочем, мы рисоваем);
— не согласовывает слова в предложении
(глаголы с существительными в числе, прилагательные с существительными в роде «Где мой красный пальто?»);
Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры:
Игра «Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый могут по очереди называть увиденные объекты.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Угадай по вкусу»
Прекрасная игра для обогащения словаря. Вы крошите овощи для обеда или ужина. Предложите ребёнку с закрытыми глазами угадать на вкус, что ему положили в рот. Потом можете поменяться ролями.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок…(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…(сливовый); из вишни…(вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
«Один – много»
Предложите ребёнку: «Я буду называть, что на кухне одно, а ты – много. Например: плита – одна, тарелок – много».
«Большое – маленькое»
«Я буду называть большой предмет, а ты маленький. Например: табурет – табуреточка, ложка – ложечка».
«Игра с живыми предметами»
Возьмите карандаш, книгу. Перемещая данные предметы, спрашивайте ребенка «Где книга, карандаш?».
Ребенку необходимо правильно употребить предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО и при этом правильно произнести окончания.
«Один-много»
Взрослый говорит: «У меня собака», а ребёнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребёнок: «У меня чашки» и т.д/
«Кого увидели?»
Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели…». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребёнок называет: зайца, медведя, белку, лису.
Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели… огурцы, лук, свёклу и т.д.»
«Кого (чего) не стало?»
Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.
«Гости»
Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Белка идёт в гости … к зайцу. Жираф идёт в гости … к зебре» и т. д.
«Большой зверь»
Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребёнок: «Котище (слонище и т. д.).
«Кто у кого?»
Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчонок и т.д.).
«Из чего сделано?»
Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный».
Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.
«Чьё это?»
Задаём следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребёнок отвечает: «Птичий».
Можно ещё спросить, например, чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.
Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №125»
Кузнецова Галина Алексеевна